Я расскажу о том, как я выбиралась из тяжёлого эмоционального состояния с помощью психологов. Я занималась с пятью разными специалистами. На это ушло около двух лет. В этой статье я не даю никаких рекомендаций, я делюсь глубоким личным опытом. Надеюсь, мой опыт поможет вам справиться со своими переживаниями.
С чего всё началось
Стоит мне оказаться дома, как я сажусь на пол и начинаю рыдать. Очередная концепция «новой жизни с понедельника» провалилась, и я чувствую, что рискую снова скатиться в эмоциональное выгорание.
Впрочем, тогда я еще не знала этого термина, а прекрасной одноимённой книги Э.Нагоски не существовало, так что моё состояние я могла лишь описать словом «хреновенько».
Не совсем хреново, потому что у тебя все-таки есть еда и крыша над головой, а именно хреновенько, потому что перекрытия базовых потребностей уже недостаточно и хочется чувствовать удовлетворение от
своей работы, а его нет. И понимания, что с этим делать, и как из всего этого выбираться тоже нет.
«Тебе нужен психолог» — говорит мама по телефону.
— «Я тебе порекомендую Алёну. Она именно то, что тебе сейчас нужно».
Алёна так Алёна. Мне, честно говоря, все равно, и я договариваюсь о сеансе по скайпу. Это не первый мой опыт терапии, лет в 14 мы вместе с мамой сходили на сеанс. Тогда это помогло, мы научились слышать друг друга. Сейчас с этим проблемы нет, я слышу и маму, и себя, но пользы от
этого не очень много.
Психолог №1
Благодаря предыдущему опыту, я уже знаю, что нужно озвучить запрос, с которым ты приходишь и вкратце описать свою ситуацию. Выслушав моё «ну, я вот хочу это, это и это, но не могу ничего делать, а почему, не могу, не знаю» психолог начинает мне объяснять, как решить эту задачу. Через несколько минут выясняется, что Алёна — специалист по НЛП.
И вот я уже вызываю на разговор своё нежелание заниматься тем, чем нужно, которое сидит у меня внутри в обличье волка. Почему волка? Потому что я так захотела. Думаю, будь это медведь или просто говорящий камень, суть не изменится. Занятие окончилось после того как я призвала на помощь белого волка мудрости и поддержки, который пообещал мне урезонивать черного волка, когда нужно.
В подобном духе мы провели еще несколько сеансов, каждый раз трансформируя любую неугодную мне черту во что-то позитивное. Я достаточно быстро поняла, как работает эта схема. Алёна тоже поняла, что я всё поняла и наши занятия сошли на нет.
Зато она подарила мне книгу по НЛП со словами «ходят ко мне богатые бизнесмены и пусть ходят, а ты можешь сама делать, что нужно». А еще я усвоила два очень важных правила, которые применяю до сих пор:
- Человек не может вредить самому себе намеренно. Нельзя дать себе установку «А вот сейчас я приму неверное решение, чтобы привести себя к краху». И даже если вам кажется, что вы сам себя загоняете в пропасть, помните, это просто защитный механизм психики, который на самом деле помогает вам хоть как-то удержаться на ногах.
- Нельзя просто убрать негативную установку, её надо обязательно заменить равноценной и позитивной, нельзя оставлять «пустое пространство».
Вот за это Алёне большое спасибо.
Психолог №2
Потом была Марина, которую мне порекомендовал кто-то из знакомых. О ней я не могу сказать практически ничего, кроме чувства, что мы не сработаемся, которое возникло у меня с самого начала. Через три занятия оно не прошло, и мы перестали заниматься. Впрочем, от Марины я тоже не ушла с пустыми руками. Она научила меня обращать внимание на ощущения тела во время стрессов и сказала, что мне надо срочно спасать внутреннего ребёнка. С учетом того, что мой внутренний взрослый был или мертв, или лежал в коме, я даже не стала спорить.
Психолог №3
Я решила сделать небольшой перерыв в терапии, но дела пошли не совсем так, как я рассчитывала, и уже через два месяца после расставания с Мариной, я оказалась в кабинете Анны, специалиста по расстановкам. Про этот загадочный метод Хеллингера я слышала давно, но долго не решалась попробовать, слишком непонятной выглядела эта практика, да еще и в группе. Тяжело просто рассказать о своих проблемах психологу, а тут еще предлагают перед незнакомыми людьми душу выворачивать. Но консультация с Анной и желание что-то поменять в жизни победили.
По правилам, говорить о том, что происходило на расстановке запрещено, но это нечто сродни «шоковой терапии». Выходишь абсолютно дезориентированным, но, с чувством, что вскрылась какая-то застаревшая рана. Месяца через три она затягивается.
С Анной я попробовала индивидуальные занятия, но её методика была почти как у Алёны, с одним отличием, что вместо придуманных тобою сущностей ты переставлял на столе наделенные какими-то характеристиками фигурки. Надолго меня опять не хватило. Зато я, наконец, усвоила для себя истину:
Единственный, с кем можно себя сравнивать — это я из прошлого.
Психолог №4
На этом можно было бы успокоиться, но, видимо, жизнь решила, что я испробовала не все непонятные методики. Мне прилетел подарок от мамы в виде консультации тета-хиллера. Я пошла на неё, толком не разбираясь, что это такое.
Я в очередной раз рассказала о том, что меня беспокоит женщине по имени Лилия, на что она перебила меня со словами: «Нет. Это не твой настоящий запрос. Ты уже любишь себя, но в тебе слишком много боли, с которой надо работать».
Это Лилия выяснила, «посмотрев меня экстрасенсорно», а работа заключалась в том, что я сидела на диване в состоянии легкого транса и слушала непонятные мне слова. Иногда, правда, попадалось что-то про перерождение и исцеление. Сеанс тета-хиллинга был первым и последним. Я оказалась недостаточно просветлённой для такой методики.
Психолог №5
После всего вышеперечисленного я сделала паузу примерно на полтора года. Потом сходила еще на две расстановки.
Женщину, которая их проводила звали Мария. С ней я продержалась дольше всего, несколько месяцев точно. Мы постепенно разбирали спектр моих проблем, от отношений с родителями до трудностей на работе. Я получала огромное количество домашних заданий, некоторые практики нужно было выполнять регулярно месяц, а то и три без пропусков. В те моменты, когда часть заданий еще не была мною выполнена, а давать новое мне было бесполезно, занятия перешли в формат «расскажи о своих проблемах, услышь, что это нормально и заплати». Но, именно Мария помогла мне осознать:
Никакой психолог не сможет меня вывести за ручку к счастливой жизни. Эту работу придется взять на себя.
Хороший специалист лишь даст нужные инструменты. Еще я поняла, что формат еженедельных встреч точно не для меня. Больше всего мне комфортно работать в своём темпе, пусть он и не очень быстрый.
Главное, что в сравнении с «прошлой версией себя», я становлюсь лучше.