Дарья Сабитова: жизнь — сплошное искусство

Поговорили с искусствоведом Дарьей о её жизни, заполненной искусством, о роли женщины в искусстве и перспективах современных художников.

Как началось ваше знакомство с искусством?

Искусством я начала интересоваться в сознательном возрасте, после окончания школы. Моя семья никак не была связана с этой сферой, в детстве у меня не было никакого соприкосновения с искусством. В семье не культивировалась эта история. К искусству я пришла самостоятельно.

Вы помните своё первое впечатление от произведения искусства? 

Первым ярким впечатлением была книга с репродукциями картин Марка Шагала. Когда я увидела этот сумасшедший синий цвет, я влюбилась.

«Прогулка» Марк Шагал
«Любовники» Марк Шагал

Нужно понимать, что я родом из Латвии. Когда я заканчивала школу, профессии искусствовед в принципе не существовало. И до сих пор я не могу сказать, что у нас готовят специалистов. У нас просто этого нет, потому что в стране нет рынка, нет площадки, где человек может потом себя реализовать.

На западе, например, это вполне себе серьезная профессия. Конечно, как ты ее монетизируешь уже зависит от тебя. Но, в целом, к людям, которые выбирают эту профессию, относятся уважительно, без ехидных усмешек: «ну а что же ты потом с этим будешь делать?!»

Когда пришло осознание, что искусство — это ваше призвание?

Наверное, после того, как я год прожила в Италии. Италия послужила колоссальной ступенью в формировании меня вообще как личности и как специалиста. Я погрузилась в атмосферу Италии: искусство возрождения во Флоренции, искусство средневековья в Сиене, барокко в Риме. Я поняла, что все это живо и все это на века, я могу это оценить, я должна как-то этим делиться.

Я совершенно четко для себя понимаю, что моя задача — поделиться с большим количеством людей осознанием прекрасного. Не дать людям забыть о том, что живопись, архитектура, скульптура обогащают внутренний и духовный мир человека. Может быть, это звучит патетически, но мы в этой рутине дней очень быстро забываем о красоте. Мне кажется очень важным, чтобы люди не воспринимали музеи, походы в дворцы и церкви как некое скучное действие, которое не имеет никакого смысла.

В британском медицинском журнале я прочитала про исследование: у тех, кто ходит минимум два раза в год в музеи и на культурные мероприятия, риск ранней смерти снижается на 14%. Мы все должны обогащать нашу жизнь и в этом смысле.

Моя задача — поделиться с большим количеством людей осознанием прекрасного

Что вам ближе: принимать классику через эмоции или современное искусство через интеллект?

Я, конечно, воспринимаю искусство через эмоции. Для меня воспринимать искусство интеллектом и разумом довольно трудная задача. По поводу современного искусства: не могу сказать, что я себя заставляю, но я провожу над собой определенную работу, чтобы не отвергать сразу современное искусство. Конечно, по своим предпочтениям я человек другой эпохи, и в один момент я поймала себя на мысли, что мне очень хорошо в этом мирке 17 столетия, а то, что происходит сейчас меня не интересует. В некотором смысле, это эгоизм.

В общем-то, в современном искусстве тоже встречаются имена, и это очень талантливые люди. Мы недавно обсуждали в Инстаграм Марину Абрамович, и я была удивлена, насколько публика открыта к восприятию ее перформансов. Это абсолютно интеллектуальные, серьезные вещи.

Воспринимать классическое искусство через эмоции — это мой путь. Когда я прихожу на выставку, сначала я обхожу выставку, стараюсь оценить её эмоционально. Я ничего не читаю перед выставкой. Я смотрю, как построена выставка, какие картины мне приятны, какие неприятны. Потом начинаю искать информацию, читать, знания свои расширять. У меня всегда сначала эмоции, потом я подключаю разум. Но это мой способ постичь искусство.

Расскажите о своём Арт салоне.

Арт салон — мой главный проект последних нескольких лет. Это такое абсолютное детище. Когда я приехала жить в Вену, я столкнулась с проблемой одиночества в большом городе. Когда ты взрослый человек, тебя не привозят в страну, ты приезжаешь сам. Тебе нужно самому попытаться создать круг знакомых, чтобы было с кем общаться. Ведь большие города не способствуют тому, чтобы люди как-то сходились друг с другом. В социальной сети я организовала группу единомышленников, которым нравится искусство. Мы начали вместе посещать музеи и выставки. Постепенно сформировался круг людей, которым действительно нравится посещать выставки.

Примерно через полтора года из кружка появился Арт салон. Я его задумывала как лекторий, где мы могли бы собираться раз в месяц, и обсуждать какие-то интересные темы. Этот проект успешно стартовал в Вене. А потом меня начали приглашать работать в разных городах.

Сейчас я со своими лекциями как бы гастролирую. В течении полутора лет я работала каждый месяц в Прибалтике: Рига, Таллин. Несколько раз я была в Праге в прошлом году, на этот год тоже планируется такое регулярное сотрудничество. Была в Гамбурге, Тель-Авиве. У меня достаточно широкая география. В процессе разработки Москва и Санкт-Петербург. Очень интересное сотрудничество планируется с Брюсселем. В этом плане я ограничена своими физическими возможностями: как я могу перемещаться, сколько лекций я могу давать в месяц.

Поскольку я поняла, что все это достаточно сложно физически и меня на все не хватает, я решила Арт салон перевести частично в онлайн-проект. Теперь помимо моих живых лекций, есть и онлайн-лекции.

Осенью проходил цикл вебинаров «Великие художники и их картины». Полтора месяца два раза в неделю я выходила в прямой эфир. Два часа я рассказывала о великих художниках.

В январе стартует мой онлайн-курс. Это базовый курс по истории искусства. Я рассказываю о ключевых эпохах, начиная с древней Греции и заканчивая искусством 20 века.

Я столкнулась с тем, что у людей не хватает системы в знаниях, есть какие-то отрывочные факты, может быть, ещё со школы. Поэтому сейчас задача стоит в том, чтобы создать очень хорошо построенную грамотную платформу с онлайн-лекциями, которые люди могли бы использовать в любое удобное время.

Вы очень женственная. Какими образами живописи или скульптуры вы вдохновляетесь?

Благодарю за комплимент. Я вообще за культивирование женщины в женщине. Я совершенно не приемлю мужеподобные образы в женщинах. Мне это не нравится. Понятно, что после первой мировой войны, начиная с 20-х годов, абсолютно все элементы женского костюма постепенно становятся похожими на мужские. Понятно, что 20 век принес нам эти перемены, когда женщина не имела права чувствовать себя женщиной. Она наравне с мужчиной прошла войну, это не могло не отразиться на внешнем виде.

В женщине все что нужно, заложено от природы. Я культивирую это в себе.

Я люблю более классические элегантные образы. У меня нет никаких источников вдохновения в этом плане. Если говорить о том, какая эпоха мне ближе, я очень люблю барокко с его театральностью, эпатажем, эксцентричностью. Мне нравится эмоциональность в барокко, задействование зрителя. Если бы я себя ассоциировала с какой-то эпохой, то это было бы барокко в Риме. С удовольствием позировала бы Жану Лоренцо Бернини. Это мой любимый скульптор. Я его люблю больше, чем Микеланджело, Родена, Бранкузи. В этом плане я — дитя Барокко.

«Святой Себастьян» Джованни Лоренцо Бернини

Как вы видите роль женщин в искусстве сейчас?

Вы знаете, если сравнивать роль женщины с предшествующими эпохами, то, конечно, сейчас женщине дозволено абсолютно все. В 19 веке среди импрессионистов была чуть ли не единственная женщина — Берта Моризо, которая дружила с Мане и Моне, Дега и Ренуаром. Женщине в то время не пристало заниматься искусством, это было совершенно какой-то нелепой и постыдной деятельностью.

А сейчас женщина вольна выражать себя как угодно. Опять же, пример Марины Абрамович, которую, многие осуждают. Тем не менее, она достаточно смелый человек, очень интеллектуальный.

Я думаю, что общая проблема не в том, что может делать женщина или мужчина в искусстве, а в том, что происходит с искусством в принципе. Искусство — это отражение нашего времени, отражение социальных явлений. И зачастую, когда сейчас посещаешь выставки современного искусства, это оставляет какое-то просто неприятное, эмоционально негативное впечатление. Постоянные темы, которые не очень хочется анализировать. Это темы смерти, темы войны, темы «ниже пояса».

Мне интересно как будет развиваться современное искусство в дальнейшем. Будет ли задействован искусственный интеллект в создании художественных работ, будут ли эти работы считаться художественными. Мне кажется, что нам на смену могут прийти какие-то механизмы, которые будут создавать предметы искусства.

И хорошо, что у нас останутся в принципе художники как таковые, неважно мужчины или женщины.

Вообще интересно, что произойдет в ближайшие 50-100 лет. Потому что мы живем в эпоху прогресса технического. Могла ли я подумать 15 лет назад, что буду в Инстаграм вести прямые эфиры. У меня были участники в вебинаре из 14 стран, которые в один и тот же момент собирались все вместе и были заинтересованы в определенной теме. И это было здорово!

Что вам дают произведения искусства?

Искусство — это моя жизнь. Может быть, это звучит патетически, но я нахожусь 24 часа в сутки в соприкосновении с искусством. Когда ведешь деятельность самостоятельно, когда у тебя свои проекты, своя аудитория, свои лекции, ты живешь в этом постоянно.

Многие люди, которые работают не по найму, говорят, что это работа без выходных и без отдыха. Я с этим абсолютно согласна. Когда мой рабочий день заканчивается, начинается Инстаграм, где я тоже должна быть активной: комментировать, отвечать, придумывать контент для своей страницы.

Искусство — это все для меня, потому что это и есть моя жизнь. Я не могу сказать, что я в шесть вечера закончила работу, пришла домой, начала смотреть какую-нибудь передачу. Нет, я прихожу и начинаю смотреть передачи исключительно об искусстве.

Скажу честно, иногда меня это утомляет. Искусство занимает очень много времени, и мне хочется смены картинки в этом плане. Поэтому я придумываю для себя другие сферы интересов. Мне очень нравится история моды, история балета. Мне достаточно интересен французский язык — это мой пятый иностранный язык, и я тщетно пытаюсь его выучить.

Могу сказать, что за последние десять лет, которые я работаю в этой сфере, я внутренне обогатилась. Мне кажется, я стала более развитой, более эмоционально интересным человеком, разносторонне образованным. Я с каждым годом начинаю все больше и больше замечать красоту вокруг, радоваться тому, что я вообще нахожусь в этом мире. Все это мне доставляет очень большое удовольствие.

Тонкое видение красоты доступно только тогда, когда ты себя окружаешь этой красотой или стараешься с ней соприкоснуться.

Для меня такая красота — это не только музеи, не только живопись, но и концерты классической музыки, красивые спектакли, балет. Я невероятно эмоционально подпитываюсь этим всем и это очень мне помогает.

Как вы относитесь к тиражированию произведений?

Негативно. Многие не понимают что в этом плохого. Говорят, что это способствует популяризации, люди начинают распознавать какие-то известные картины, которые они видят на салфетках, зонтиках, кружках. А меня это коробит, мне это не нравится, меня раздражает изображение Джоконды на всевозможных предметах. Мне кажется, любовь к искусству нужно прививать другими способами.

У меня сейчас в живых лекциях есть лекция «Ключевые кутюрье XX века в зеркале истории искусства». Я рассказываю, как кутюрье вдохновлялись произведениями искусства предшествующих эпох. Рассказываю про коллаборации, которые происходят с творчеством уже давно ушедшего художника.

Коллаборация Luis Vuitton и современного художника Джеффа Кунса

Например, Луи Витон несколько лет назад выпустили сумки с картинами ван Гога и Моне. Для меня это было дико, это абсолютный китч. Я не знаю, что они хотели этим сказать, но мне очень не нравится, когда искусство превращается в поп-икону. То, что в этом смысле делал Энди Уорхол в рамках движения поп-арт мне не близко. Я считаю, что это абсолютно не интеллектуальное действие. Я против тиражирования искусства.

Человек должен соприкасаться с прекрасным, а не вытирать руки этим прекрасным.

У вас дома есть произведения искусства?

Да, у меня есть несколько картин. Я покупаю такие вещи абсолютно эмоционально. Я не инвестирую в искусство, не покупаю, чтобы потом продать. Я покупаю то, что мне нравится и то, что подходит к моему жилью. Я никогда не буду покупать концептуальные модные вещи, если эти вещи мне не нравятся.

Я предпочитаю живопись. В последние годы я очень увлекаюсь Марком Шагалом, у меня есть ряд работ, которые по стилистике напоминают его. Их автор украинский художник. Он работает в такой стилистике.

Если бы были финансовые возможности шире, я бы сформировала свою коллекцию современного искусства с удовольствием, но пока это все остается только в планах, потому что современное искусство достаточно дорогое.

Кажется, что искусство заполонило всю вашу жизнь. Чем вы еще занимаетесь?

Я стараюсь заниматься спортом. Но вынуждена признаться: я в этом плане человек не дисциплинированный и не систематический. Мне сложно соблюдать режим. Возможно, это одна из причин, почему я никогда не любила работать в большой организации. Я для себя совершенно не приемлю жить по какому-то определённому графику, мне это не подходит. Если я беру себя в руки, то занимаюсь через день, если нет — то как повезёт.

Мне очень нравится в последнее время водный спорт. С удовольствием хотелось бы развить свои способности и навыки в яхтенном спорте. Меня привлекает свобода, которую ощущаешь занимаясь этим видом спорта.

Я несколько лет играю в гольф. Гольф помогает успокоить нервы. Гольф хорош тем, что вы постоянно в красивых местах, на красивых полях. Я люблю длинные пешие прогулки, поэтому мне нравится гольф.

Я думаю, что мне хотелось бы заняться чем-то больше для души. Я имею в виду: выбрать какой-то медитативный вид спорта или йогу. Хотя, я к йоге осуществляла много подходов,  все они были неудачными, но я не теряю энтузиазма. Возможно, выберу цигун.

Вы часто выступаете, и говорите «чем больше аудитория, тем лучше». Вы всегда любили выступать на публике?

Я действительно люблю это с самого детства. У меня к этому большие способности, которые появились уже в школьном возрасте, потому что я постоянно вела какие-то мероприятия, выпускные. В школе основала команду КВН, участвовала в ораторских выступлениях, на конкурсах чтецов. Выступление перед аудиторией — абсолютно моя стихия.

Волнуетесь перед выступлениями?

Волнение есть. Было бы странным, если бы его не было, потому что каждый раз новая аудитория, новое место. Особенно сложно, когда выступаю в новом городе. Потому что совершенно не понимаешь, чего ждать от публики и как она тебя примет.

Мне нравится, когда у меня есть возможность поделиться знаниями сразу с большим количеством людей, мне это доставляет очень большое удовольствие. Самое главное —  вступить в энергетический обмен с аудиторией. С большими аудиториями поймать волну, конечно, сложнее.

Я много раз уходила после лекции выжатая как лимон. Я практически выползала из зала. Это означает, что обмена не случилось и я отдала энергии больше, чем получила. Иногда я ухожу после выступления совершенно окрыленная, потом долго не могу уснуть, чувствую как во мне действительно много энергии, которую мне отдали слушатели. 

Насколько я знаю, вы вели лекции онлайн. Как вам больше нравится: онлайн или офлайн?

Мне нравится оба формата, потому что в каждом есть свои плюсы. Живые лекции — это возможность пообщаться, посмотреть человеку в глаза, пожать ему руку. Это возможность видеть глаза людей. Во время лекции люди задают вопросы, проявляют эмоциональную реакцию. Я часто наблюдаю за реакциями зрителей, как они реагируют на тот или иной факт, информацию. Мне очень нравится, когда публика смеётся.

Я не люблю такие занудные истории, когда все сидят как в школе, как обязаловка. Я люблю, когда публика расслаблена, когда она получает удовольствие. Мне это важно. Что касается онлайн лекций, это, конечно, здорово, потому что вам не нужно всем приходить в одно и тоже время в одно и тоже место. Онлайн — это, когда все люди, независимо от того где они живут, могут выйти в интернет и быть как бы вместе. В онлайне мне не хватает глаз, но в целом такой вариант тоже возможен. Я думаю, что в дальнейшем будут появляться технологии, которые позволят проводить такие действительно большие конференции, где все участники будут видеть друг друга. Я очень жду этого момента.

Чего не хватает современному искусству?

Сейчас художником может называться любой. Как, впрочем, психологом, стилистом, искусствоведом. Наверное, современному искусству не хватает ремесла и мастерства. Не хватает того, что передавалось бы из поколения в поколение. Из современного искусства ушли традиция и высокий уровень исполнения, осталась эмоция, эпатаж. Знаете, мне не нравится, что современное искусство в основном вокруг негативных эмоций строится.  Хотелось бы более светлых, более радостных работ, которые вели бы человека к свету, а не к этой тьме, которая и так нас достаточно плотно окружает в виду этого информационного потока бесконечного.

Я всячески за развитие искусства. Понятно, что оно должно идти в ногу со временем. Но мне не хватает ремесленников.

Cовременному искусству не хватает ремесла и мастерства

Возможен ли очередной ренессанс, возврат к Античности?

Я думаю, что этого не будет. Расцвет искусства проявляется, когда на первый план выходит красота, потребность в красоте и эстетике. Как правило, это всегда связано с развивающимся экономическим фактором. Я думаю, что сейчас, к сожалению, такой рассвет невозможен. Если он случится, то это будет связано с технологиями в первую очередь. А возврата к возрождению античной культуры в ближайшее время я никак не предвижу. Это утопическая идея, потому никто не хочет ничего возрождать.

Какие условия нужны для свободного расцвета искусства?

Свободно ли искусство? Это вообще очень относительное понятие, потому что свобода тоже очень относительна. Мне кажется, это зависит от каждой конкретной страны, от цензуры и порядка в принципе. Любой человек может высказать свое мнение по определенному вопросу путем создания некоего художественного объекта. Вопрос: «Какой резонанс вызовет этот объект?»

Если посмотреть на предшествующие эпохи, расцвет искусства происходил вместе с экономическим расцветом при участии меценатов. Эти люди покровительствовали искусству, давали деньги, помогали художникам и скульпторам. Самый знаменитый пример меценатства это, конечно же, семья Медичи. Флоренция XVI века, когда под крылом у Медичи были Донателло, Верроккьо, Боттичелли, Рафаэль, Микеланджело, которые оставили в истории прекрасные шедевры. Все это было бы невозможно без финансового и интеллектуального подспорья Медичи.

Сейчас у нас тоже есть меценаты. Они не жалеют денег на искусство, спонсируют выставки, музеи, делают искусство общедоступным. Мне кажется, что искусство свободно может развиваться только при финансовой поддержке и без всякой цензуры. Цензура должна быть в голове у самого художника, когда он что-то делает.

Вы здорово рассказываете взрослым про искусство. Что вы думаете про то, чтобы открывать искусство детям?

Это для меня достаточно сложный вопрос, потому что я предпочитаю работать со взрослыми. Мне нравится говорить с ними на одном уровне, быть на одной волне. Вы знаете, я люблю пошутить, иногда пошутить достаточно в экстравагантной манере. Я имела опыт работы с детьми, и я не могу сказать, что это доставляет мне большое удовольствие. Просто потому что общение со взрослыми приносит мне больше удовольствия. Детям нужен другой подход и мне этот подход не совсем близок. Я люблю находиться в более высоких сферах общения. Поэтому со взрослыми мне гораздо комфортнее.

 Вы рассказываете об искусстве в своём Инстаграм, проводите лекции. Как вы считаете, зачем искусство человечеству?

Искусство обогащает духовный мир человека. Я не могу назвать это неким иллюзорным миром, в который можно убежать и спастись. Человечеству нужен этот приют спокойствия и вдохновения в виде музеев, и я думаю, что это некая ступень развития человечества. Мы, конечно, должны сохранять память и традиции, восхищаться тем, что было создано до нас, потому что мы с вами уйдем. Нужно подумать, что мы с вами оставим в веках помимо всех технологий.

Человечеству нужен этот приют спокойствия и вдохновения в виде музеев

Мне вообще очень интересно, что будет дальше, потому что у нас сейчас много возможностей для самовыражения. Мне интересно, куда все это приведет.

Что вы хотите сотворить в этом мире?

Не могу сказать, что мне хотелось бы что-то сотворить, но я хотела бы дать людям возможность получать удовольствие от искусства, вдохновляться им. Наверное, моя задача — приблизить человека к миру прекрасного и вдохновить на изучение, чтобы люди не забывали о том прекрасном, что было создано.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s